АДМИНИСТРАТИВНО


 

 

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - понятие, появившееся на волне процессов демократизации советского и российского общества в 90-е годы. Использовалось (и используется) для обозначения такой политико-государственной организации, в которой политическая и социально-экономическая жизнь, управление общественными и государственными делами, пределы личной свободы человека подчинены жестким рамкам и диктату сверху. Они облекаются не столько в форму закона, сколько в систему командных правил и обыкновений, неукоснительное и даже бездумное следование которым является безусловным. А.-к. с. означает чрезмерную централизацию в управлении страной, создание иерархической вертикали, в которой нижестоящие звенья подчинены вышестоящим и последние не только отдают соответствующие указания, но и могут нейтрализовать любой неугодный шаг нижестоящих органов, лишая их тем самым всякой самостоятельности. А.-к. с. обеспечивала примат марксистско-ленинской идеологии, господствующее положение одной политической партии, исключала политический плюрализм. свободу мнений. В конце концов А—к. с. привела к кризису общества и власти, застою, на преодоление которых направлены процессы демократизации и конституционно-политические реформы в стране. (С. А.)

Энциклопедический словарь конституционного права

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА - часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики. края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами. лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав как районов, так и городов.
Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов(волостей,сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)

Энциклопедический словарь конституционного права

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - деление территории государства на части - административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и(или)самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В качестве равнозначного часто используется понятие "административно-территориальное деление". В Российской Федерации А.-т. у. - категория, которая относится к уровню только субъектов РФ - республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. То есть будет ошибочно сказать "А.-т. у. РФ", поскольку Российская Федерация состоит не из административно-территориальных единиц, а из государств и государственно-территориальных образований. Можно говорить лишь об А.-т. у. республики, области и т. д. Понятием А.-т. у. охватываются следующие вопросы: система административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов; наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; регистрация населенных пунктов, учет изменений в А.-т. у. Все такие вопросы ранее регулировались актом республиканского уровня - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР". Конституция РФ 1993 г. не назвала вопросы А.-т. у. предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Последние поняли это таким образом, что А.-т. у. относится полностью к их ведению. Многие субъекты РФ приняли свои законы об А.-т. у., однако из-за разнобоя в этом регулировании выявляется необходимость в федеральном акте основополагающего характера, в котором единообразно (насколько это возможно) устанавливались бы общие правила решения вопросов А.-т. у. Тем более что к ведению РФ согласно ст. 71 Конституции РФ относится "федеративное устройство и территория Российской Федерации"', а каждая административно-территориальная единица - это, в конце концов, часть территории РФ. Виды административно-территориальных единиц были названы выше (см.: Административно-территориальная единица). Указ 1982 г. установил некоторые критерии для образования административно-территориальных единиц. Например, чтобы отнести город к категории республиканского (на то время - автономной республики), краевого, областного подчинения (теперь вместо "подчинения" используется термин "значение"), населенный пункт должен был являться экономическим и культурным центром, иметь развитую промышленность и численность населения, как правило, свыше 50 тыс. человек. К категории городов окружного подчинения можно было отнести населенные пункты, являющиеся в автономном округе промышленными и культурными центрами с численностью населения не менее 15 тыс. человек. К категории городов районного подчинения относились населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами с численностью населения не менее 12 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85%. Рабочие поселки - населенные пункты, на территории которых имелись промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и т.д.. с численностью населения не менее 3 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85%, а также населенные пункты, на территории которых находились вузы и научно-исследовательские учреждения. В курортных поселках численность населения должна была составлять не менее 2 тыс. человек при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эт при решении этих вопросов выявлялось и учитывалось мнение населения. Более того. жители могут быть и инициаторами соответствующих территориальных изменений. В принципе так же производятся установление и изменение границ административно-территориальных единиц, установление и перенесение их административных центров. Переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов. присвоение им имен известных лиц производятся решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (необходимость последующего внесения изменений в географические карты и другие документы требует. чтобы вопрос решался на этом уровне). Следует иметь в виду, что если образование, упразднение или реорганизация административно-территориальных единиц затрагивает интересы двух и более районов и городов, решение вопроса восходит на уровень субъекта РФ. То же происходит в случае, если население не согласно с производимыми реформами. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов, а также предприятий, учреждений, организаций, других объектов производятся представительным органом местного самоуправления данного населенного пункта или административно-территориальной единицы, в которую он входит. Если представительного органа нет, вопросы решает глава муниципального образования. Все вновь появившиеся населенные пункты подлежат регистрации, (т. е. официально фиксируются). Населенный пункт включается в соответствующую административно-территориальную единицу. Регистрацию производит представительный орган государственной власти субъекта РФ по представлению районных, городских органов местного самоуправления и с учетом мнения исполнительной власти субъекта, при этом населенный пункт получает и свое официальное наименование. Все изменения в системе А.-т. у. подлежат учету. Его ведут главы муниципальных образований сельсоветов, районов, городов, органы исполнительной власти субъектов РФ. (С. А.)

Энциклопедический словарь конституционного права
Дата последнего изменения 08.04.2008

 

 


ТАБАЧНЫЙ
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ
АГРАФЫ
ДЬЯКОН
КРЯЖИСТЫЙ
ЛЕВИЗНА
СТЫЛЫЙ
РАСПОРЯДИТЬСЯ
УШАНКА

АДМИНИСТРАТИВНО

НЕНОРМАЛЬНЫЙ
НЕПОСЕДЛИВЫЙ
СТЕРИЛЬНОСТЬ
ПЕРЕКРЁСТОК
КУРЬЁЗ
КРИТЕРИЙ
ОТПУСКНИК
ИЗОБЛИЧИТЕЛЬ
ПОДОЖДАТЬ


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ назад содержание далее АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
Хостинг от uCoz